Музей

Новокуйбышевск

Официальный интернет-портал правовой информации

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Рекомендации участников «круглого стола» на тему «О состоянии окружающей среды в городском округе Новокуйбышевск» (19 марта 2019 года)

Рекомендации участников «круглого стола» на тему

«О состоянии окружающей среды в городском округе Новокуйбышевск»

 

г.о. Новокуйбышевск                                                                 19 марта 2019 года

 

Городской округ Новокуйбышевск, являясь индустриальным городом, окружен плотным кольцом предприятий нефтепереработки и нефтехимии.

Численность населения округа на 01.01.2019 г. составляет 103042 человека.

Территория городского округа составляет 26,4 тыс. га (263,25 кв.км), в том числе площадь жилой застройки городского округа – 1120 га (2,7%), а производственной территории - 3995 га (15%), т.е.площадь производственной территории городского округа в 3,5 раза больше жилой; на ней расположены предприятия, в первую очередь, определяющие экологическую ситуацию в городе идающие до 70% валового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города .

Начиная с 2007 года сохраняется  стабильная  тенденция снижения валовых выбросов, а в целом, с 1993 г. по 2017 год достигнуто  сокращение выбросов более, чем  в 8 раз (с 202 тыс. тонн до 24,20 тыс. тонн).

При  этом следует отметить, что несмотря на то, что всеми предприятиями ежегодно проводятся мероприятия по снижению негативного  воздействия на окружающую среду,  все больше совершенствуются  технологические процессы, внедряются новые технологии, качество атмосферного воздуха города, к сожалению, продолжает оставаться актуальной  проблемой.

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на территории городского округа Новокуйбышевск проводится ФГБУ «Приволжское управление  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 4-х стационарных постах наблюдения загрязнения  (ПНЗ), на которых определяется 25 вредных вещества, включая  тяжелые металлы и бенз(а)пирен .

      Местоположение ПНЗ,

    (программа наблюдений)

Определяемые ингредиенты

 

ПНЗ – 1

Ул. Ворошилова, 2

 (01 ,07, 13, 19 ч.)

Пыль, диоксид серы, диоксид азота, сероводород, фенол, оксид углерода, аммиак, формальдегид, без(а)пирен

ПНЗ – 2

ст .« Нефтяник »

( 7, 13, 19 ч.)

Пыль, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, фенол, сумма углеводородов С110, формальдегид, тяжелые металлы (9 наименован.)

ПНЗ – 4

ул. Кирова,3

(7, 13, 19 ч.)

Пыль, диоксид серы, диоксид азота,

оксид углерода, сероводород, фенол, сумма углеводородов С110, аммиак, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, изопропилбензол, без(а)пирен

ПНЗ – 5

п. Маяк

 (19 ч.)

Диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, сероводород, фенол, сумма углеводородов С110, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, изопропилбензол

В 2018 году  случаев высокого и экстремально высокого загрязнения – (больше 10 ПДК) не наблюдалось).

Помимо стационарных постов наблюдений на базе Новокуйбышевской лаборатории по мониторингу за загрязнением окружающей среды создана группа оперативного реагирования и расследования случаев  загрязнения атмосферного воздуха, аварийных и чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, а также жалоб населения, которая проводит маршрутные наблюдения по поступившим в Колл-центр администрации жалоб на качество воздуха.

Количество поступивших жалоб от населения г.о.Новокуйбышевск на повышенное загрязнение атмосферного воздуха (журнал диспетчера, далее Колл-центр администрации г.о.Новокуйбышевск):

2014г. – 228 обращений;

2015г. – 445 обращений;

2016г. – 537 обращения;

2017 г. – 756 обращений;

2018 г. – 992 обращения.

В среднем ежегодно порядка 50% обращений в период повышенного загрязнения, 50% - обращения консультационного характера.

Городской округ Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы, что обуславливает повышенный уровень загрязнения воздушного бассейна. Принятие радикальных мер по снижению уровня загрязнения атмосферы требует больших финансовых затрат и, что очень существенно, длительно по времени. В то же время практически незамедлительный эффект дает регулирование выбросов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы – образованию смогов.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Прогнозы высоких уровней загрязнения воздуха являются основанием для регулирования выбросов.

К неблагоприятным метеоусловиям можно отнести сухую, безветренную погоду – штиль, когда вредные вещества не рассеиваются, воздух застаивается и повышается уровень загрязнения атмосферы.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в Самарской области действует Постановление № 596 от 24.11.2010г. «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», в соответствие с которым был  установлен «Порядок проведения работ  по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ на территории Самарской области».

Регулирование выбросов осуществляется с учётом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

Прогнозирование уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории Самарской области в соответствии с действующим законодательством осуществляется Приволжским межрегиональным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Прогнозы загрязнения атмосферного воздуха г.о. Новокуйбышевск составляются   ежедневно, по данным результатов анализов Новокуйбышевской лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды.

Предупреждения об ожидаемых НМУ передаются в администрацию городского округа и на предприятия имеющие источники выбросов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информационных услугах в области гидрометеорологии.

Шесть предприятий г.о. Новокуйбышевск выполняют регулирование выбросов в периоды НМУ:

        АО «НК НПЗ»;

        АО «ННК» (1 промплощадка АО «ННК»);

        Филиал АО «ННК» НК ТЭЦ-2 (2 промплощадка);

        ООО «НЗМиП»;

        ПАО «Т Плюс», ТЭЦ-1;

       ООО «НЗК».

За 2018 год передано 274 предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.

Анализ  результатов мониторинга атмосферного воздуха, характера и количества поступающих  жалоб свидетельствуют о том, что основными причинами повышенного загрязнения атмосферного воздуха и, как следствие, увеличения количества  поступающих  жалоб являются:

-  периоды объявленных НМУ (в 2017 году – 21% от общего количества поступивших обращений, в 2018 – 32%);

- нарушения технологического режима на технологических объектах промышленных предприятий;

-аварийные ситуации на технологических объектах;

- одновременное  проведение масштабных ремонтных работ на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии;

- наличие неучтённых источников выбросов;

- недостаточный производственный аналитический контроль источников выбросов на предприятиях;

- выжигание сухого пала в летний период.

А также одной из основных причин является ежегодное увеличение количества   передвижных источников выбросов (автотранспорт). Количество зарегистрированного автотранспорта  - более 40 тыс. единиц.

 

Вся информация о выявленных в результате мониторинга превышениях санитарных норм оперативно передается в федеральные органы государственного надзора для выявления источника загрязнения.

С целью  решения экологических проблем и стабилизации  ситуации  на протяжении многих лет: с 1953 года в Новокуйбышевске  эффективно реализуется экологическая политика администрации г.о. Новокуйбышевск, основной целью которой является  обеспечение экологической безопасности населения городского округа, снижение негативного воздействия на человека и окружающую среду, формирование у населения экологической культуры для более осознанного отношения к охране окружающей среды. Реализация экологической политики  осуществляется путем проведения  ежегодных мероприятий экологической направленности, в том числе с активным привлечением общественности.

В рамках совместной деятельности по реабилитации экологической ситуации, с активным участием  общественности (крупных предприятий, организаций, общественных объединений, волонтеров) на территории города ведется работа по ликвидации свалок, проведению экологических акций по очистке территорий водоохранных зон и зон рекреации, по благоустройству города,  экологическому воспитанию населения, озеленению территорий: ежегодно высаживается от 1000 до 2500 саженцев кустарников и деревьев.

В 2018 - ликвидировано 47 мест несанкционированного размещения отходов, из них 5 мест силами промышленных предприятий. Площадь очищенной территории составила 3480 кв.м.

Анализ данных мониторинга атмосферного воздуха за 5 лет показал, что уровень загрязнения Новокуйбышевска в целом сохранился на неизменном уровне, но все же является серьезной проблемой для города.

Остается актуальной проблема установления источников сверхнормативных выбросов, для решения которой, совместно с крупными предприятиями города ведется работа по совершенствованию системы мониторинга воздуха с целью повышения ее эффективности.

АО «НКНПЗ» и АО «КНПЗ» ведется работа по установке 7 дополнительных постов экологического мониторинга на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

В соответствии с пунктом 9 статьи 67 ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» на объектах I категории , каковыми являются наши крупные промпредприятия, стационарные источники должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Оснащение объектами 1 категории автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ на стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно быть реализовано в срок до 2024 года.

В рамках реализации экологической политики осуществляется тесное взаимодействие с общественностью, с контролирующими органами, предприятиями и организациями города, общественными объединениями, жителями города.

На основании Закона Самарской области от 06.04.2010 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с переданными Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования муниципалитетам полномочиями, департамент экологии администрации городского округа Новокуйбышевск осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды с 2011 года.

За истекший период проведена 451 проверка в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, из них – 356 плановых, внеплановых – 95 проверок. Проведено более 300 рейдовых мероприятий. Составлено 615 протоколов, в том числе 54 протокола за нарушения в области охраны атмосферного воздуха. Общая сумма наложенных штрафов за истекший период составила более 5 000 000 рублей.

Вся информация в сфере экологии доводится до жителей города, всех заинтересованных лиц через официальный сайт администрации, СМИ, в группах социальной сети  «ВКонтакте», включая информацию об экологической  деятельности промышленных предприятий, связанной с выбросами в атмосферу, а также результатах мониторинга качества атмосферного воздуха; последняя  ежедневно, размещается в виде бегущей строки, на информационном табло здания Дворца Культуры. (с июня 2017г.)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года» к 2024 году необходимо обеспечить кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.

В связи с этим в рамках взаимодействия с природопользователями администрацией городского округа ведётся целенаправленная работа с предприятиями и организациями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории городского округа: от постановки на учёт как природопользователей и осуществление контроля за их деятельностью, в части соблюдения требований природоохранного законодательства,  до  совместного решения социально-значимых для города проблем. С крупными промышленным предприятиями ежегодно реализуются планы совместных природоохранных мероприятий.

Проблемные вопросы экологии поднимаются и обсуждаются  на заседаниях действующего городского  экологического совета, в присутствии   представителей экологических  служб промышленных предприятий.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания «круглого стола» на тему «О состоянии окружающей среды в городском округе Новокуйбышевск»

РЕКОМЕНДУЮТ:

Администрации городского округа Новокуйбышевск:

  1. Рассмотреть возможность выделения денежных средств, поступивших в бюджет за счет платежей за негативное воздействие на окружающую среду от природопользователей городского округа Новокуйбышевск, в полном объеме на озеленение территории городского округа, уборку несанкционированных свалок и приобретение контейнеров для сбора ТКО.
  2. Обратиться в АО «НК НПЗ» по следующим вопросам:

а) Ликвидация находящегося на территории городского округа аварийного пруда-накопителя нефтесодержащих отходов.

б) Продолжение мониторинговых исследований за состоянием техногенной залежи нефтепродуктов («нефтяная линза») в районе расположения АО «НК НПЗ», с предоставлением результатов в администрацию городского округа Новокуйбышевск в целях информирования о направлении и динамике движения линзы как в сторону водозабора, так и в сторону поверхностного водного объекта, особенно в паводково-меженный период.

Думе городского округа Новокуйбышевск:

  1. Выйти с законодательной инициативой по вопросам:

а) закрепления принципа целевого расходования поступающих в бюджетную систему Российской Федерации средств, полученных в виде штрафных санкций за нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и платы за негативное воздействие на окружающую среду;

б) 100% зачисления штрафных санкций за нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных образований по месту нахождения источника загрязнения.

2) Обратиться в Управление Росприроднадзора по Самарской области с предложениями:

а) взять под контроль  исполнение требования пункта 9 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» в части оснащения объектов  1 категории стационарными источниками  выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся  при эксплуатации  технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами  фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих  негативное воздействие на окружающую среду, расположенных на территории городского округа Новокуйбышевск;

б) при проведении надзорных мероприятий в сфере природопользования, оценивать наносимый предприятиями ущерб исходя из данных фактических замеров количественно-качественного состава сбросов/выбросов на основании контрольно-аналитических измерений.

ЛМЗС г.Новокуйбышевска (ФГБУ «Приволжское УГМС»)

  1. Рассмотреть вопрос о расширения перечня загрязняющих веществ, определяемых на стационарных наблюдательных постах за качеством атмосферного воздуха ЛМЗС г. Новокуйбышевска (ФГБУ «Приволжское УГМС»), а также целесообразности расширения перечня анализируемых ингредиентов при проведении маршрутных наблюдений передвижной лабораторией, для определения более полных и достоверных сведений о состоянии атмосферного воздуха в городском округе и об эффективности проводимых промышленными предприятиями мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ.

 

Промышленным предприятиям:

  1. Во исполнение требования пункта 9 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» организовать  и провести на объектах 1 категории в срок до 2024 года  работы по оснащению стационарных источников  выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся  при эксплуатации  технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами  фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих  негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» организовать работу по сокращению валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не менее чем на 20 процентов.
  3. Рассмотреть возможность финансирования либо непосредственно озеленения территории городского округа Новокуйбышевск по согласованию с  администраций  городского округа.
  4. Информировать население городского округа о мероприятиях экологической направленности, проводимых предприятием.

 

 

22 марта 2019 г.

Вернуться